Если задержка рейса более 3 часов. Что необходимо сделать для получения компенсации

С сегодняшнего дня Россия присоединилась к Монреальской конвенции об авиаперевозках.
Чем Монреальская конвенция лучше чем Варшавская, которой до сегодняшнего дня руководствовались российские авиаперевозчики.
На первый взгляд положения Монреальской конвенции об унификации правил международных воздушных перевозок для российских авиапассажиров более сладкие:
– выплата авиакомпанией компенсации пассажиру за задержку рейса возрастает в несколько раз: с 25 руб/час до 344 тыс руб
– ответственность авиакомпании за потерю/порчу багажа пассажира возрастает с 600 руб/кг до 83 тыс рублей:

Как считается компенсация авиапассажиру

Стоит сказать, что сумма компенсации рассчитывается в унифицированных денежных единицах – специальным правам заимствования – привязанным к японской йене, доллару, евро и фунту стерлингов (курс на сегодняшний день – 83 рубля).
Сейчас компенсация российских авиакомпаний пассажиру считается в процентах от МРОТ (минимальной зарплаты в рублях).
Сами понимаете – эти компенсации смешны.

Куда подавать заявление с требованием

Что еще важно: по Монреальской конвенции пассажир может обратиться в суд с требованием компенсации (иском) по месту своего жительства, а не по месту которое удобно авиакомпании, как было до сегодняшнего дня.
Это обстоятельство повысит уровень обращений авиапассажиров в суд так как понятно дело – проживая в городе N сложно обращаться в суд по месту регистрации авиакомпании (как правило Москва).

Компенсации с чартерных шараг

Последний год чартерные шараги совсем зачмырили авиапассажиров.
В СМИ нередки новости из аэропортов в России или курортных зон куда летают эти скотовозки: как правило это фото загорелых/бледных пассажиров с багажными тележками перед надписью на стойке регистрации “рейс задерживается” и гневные комментарии (как правило от матерей семейства).
По Монреальской конвенции чартерные шараги летающие за границу должны будут отвечать так же как нормальные авиакомпании.
То же касается лоукостеров типа Победа.

Все сладко. Не может быть.

Конечно же присоединение РФ к Монреальской конвенции продиктовано прежде всего легализацией грузоперевозок через РФ (Европа – Китай в основном), в меньшей – заботой о пассажирах.
Тем не менее, если в Воздушный кодекс, которым сейчас руководствуются российские авиакомпании, будут внесены изменения по положениям Монреальской конвенции – это будет большим прогрессом по защите прав авиапассажиров:
– авиапассажиру дается 7 дней на подачу иска к авиаперевозчику и этого срока достаточно чтобы оформить претензию и отнести ее в ближайший суд.

Поэтому ждем изменений в Воздушном кодексе РФ касательно международных перевозок, а так же исполнений обещанного в апреле: зам министра транспорта РФ г-на Окулов пообещал расмотреть вопрос переноса действия Монреальской конвенции и на внутренние рейсы по России.

А пока…

Обсуждать эту новость можно на Форуме Винского:
Чуть позже напишу отдельную статью о правах пассажира при задержке рейса по вине авиакомпании: что положено пассажирам с детьми, при задержке на 2 часа, на 6 и 8 часов.
Так же пишу статью о юридическом сервисе, который берет на себя работу с претензией авиапассажира к авиакомпании, за комиссию от полученной пассажиром компенсации:

– тема на Форуме Винского.
В ней люди пишут о своём опыте самостоятельного получения компенсаций с авиакомпаний. Там же можно задать свой вопрос:

Положительный опыт самостоятельного получения компенсации от несогласных люфтов:

летели из Штутгарта в Бостон, с пересадкой во Франкфурте. Из Штутгарта во Франкфурт самолет опоздал, как сказал пилот – из-за того, что гроза задержала вылет самолета в Штутгарт. Дали билеты на следующий рейс через 5 часов. На регистрации, на стойке, в офисе ЛХ причины задержки подтвердить отказались. Не ваше, мол дело.

Позже потребовал компенсации почтой. В письме так же просил уточнить причину опоздания. Реакции не было. Попутно написывал им в фб, но там помочь не могли или не хотели. Ответ пришел через 3 недели с забавной формулировкой, что самолету помешали “непредвиденные” обстоятельства, выплата компенсации по которым не предусмотрена. На отписку ответил по электронной почте с цитатами из ЕС-овского распоряжения, где под “непредвиденными обстоятельствами” подразумеваются забастовки, погодные условия во время рейса, на который купил билет (в моем случае этого точно не было) и прочие военные перевороты. Еще указано, что в случае подобных обстоятельств перевозчик должен принять всевозможные меры по предотвращению. Снова попросил указать причину опоздания и рассказать о предпринятых мерах. Ответ пришел дней 12 (указывал 2 недели в качестве крайнего срока до обращения в суд). В ответе Люфтганза сожалела о причиненных неудобствах и снова ссылалась на мистические “непредвиденные” обстоятельствах, из-за которых наш случай не попадает под 261/2004. Но, по доброте душевной, решила все же выплатить по 600 евро компенсации за каждый билет по указанному счету.

В итоге сложилось впечатление, что если бы не грамотно составленное юридическим немецким языком второе письмо – пришлось бы обращаться в суд или к посредникам. ЛХ явно не склонна отвечать на требования компенсации чем-либо кроме отписок.

5 /5 (8 )

При планировании путешествия на самолете, могут возникнуть форс-мажорные обстоятельства. Ввиду многих из них авиаперевозчики отменяют авиарейс или объявляют о его задержке. Как должны поступить путешественники в этом случае?

Права авиапассажира при задержке рейса

Задержание вылета или прилета авиасудна происходит по различным причинам. О нем сотрудники авиаперевозчика оповещают клиентов, которые уже приобрели билеты. Для этого в аэропорту есть специальная служба. Если вылет самолета отменили, компания делает рассылку СМС-сообщений.

В Российской Федерации

При отмене или задержании вылета самолета любая авиакомпания имеет определенные обязательства перед своими клиентами.

Независимо от того, насколько по времени был задержан рейс, каждый пассажир имеет определенные права. Они установлены законодательством Российской Федерации.

При задержании рейса на 5-15 минут путешественникам с детьми до семи лет предоставляется специальное помещение - комната «Матери и ребенка». Она оборудована специально для отдыха, кормления и других нужд.

Если вылет воздушного судна задерживают не более чем на 2 часа, каждый из путешественников имеет право совершить два бесплатных телефонных звонка. Сотрудники авиакомпании должны предоставить воду и другие напитки.

Если рейс задерживают на 4 и более часов, ожидающим путешественникам должны предоставить талоны на горячее питание. В дневное время пассажиры должны питаться каждые 6 часов, в ночное - каждые 8 часов.

Если рейс задерживают на 8 и более часов, авиакомпания должна разместить людей, ожидающих самолета, в гостинице. Их трансфер, хранение багажа - ее обязательства.

Не нужно ждать, пока сотрудники компании принесут напитки или выдадут талоны на бесплатное питание. К ним нужно подойти самостоятельно.

Не стоит задавать вопросы сотрудникам аэропорта. Их организация является посредником, и предоставляет услуги только по оформлению билетов, проверке багажа, посадке на рейс.

В Европе и за границей

Работу Европейских авиакомпаний регулирует «Постановление Европейского парламента и Совета ЕС» № 261/2004. Оно действует только на территории Европейского союза и для компаний, зарегистрированных на его территории.

Авиаперевозчики своим клиентам должны предоставить бесплатное питание и напитки в таких случаях:

  • При задержании вылета воздушного судна на 2 и более часов. При этом протяженность полета составляет до 1500 км.
  • Если рейс задерживают на 3 и более часов, а перелеты осуществляются только по территории ЕС. Их протяженность достигает 1500-3500 км.
  • Если рейс задерживают на 4 и более часов.

Пассажир может совершить два бесплатных телефонных звонка. В том случае, если вылет или прилет самолета задерживается на одни или несколько суток, авиакомпания предоставляет номер в гостинице. Компенсацию можно получить только в том случае, если рейс задержан на 3 и более часов по вине авиаперевозчика. Эти правила установлены парламентом ЕС.

Компенсация за задержку авиарейса в России

Даже самое незначительное опоздание в вылете может быть чревато для путешественника материальными затратами. Например, была пропущена важная встреча или нарушены договорные обязательства.

В этом случае предусмотрена компенсация за задержку рейса самолета. Она выплачивается в Российской Федерации в том случае, если опоздание произошло по вине авиакомпании.

Важно. Материальная компенсация не выплачивается, если самолет опоздал или не вылетел по причине нелетных погодных условий.

Также ее не выплатят в таких случаях:

  • начались отраслевые забастовки сотрудников;
  • появились изменения в общественной жизни, которые влияют на безопасность перелетов (война, эпидемия и прочее);
  • установлены государственные ограничения на осуществление воздушных перевозок;
  • выявлена неисправность летательного аппарата, которая может повлечь за собой угрозу крушения.

В РФ в установленных правилах задержки рейсов самолетов по вине авиаперевозчика размер компенсации составляет 25-50% от суммы минимальной заработной платы. Процент материальной выплаты зависит от многих обстоятельств.

Совет! Чтобы воспользоваться правом на выплату компенсации в полном объеме, необходимо у сотрудника авиакомпании поставить специальную отметку.

Размер компенсации за задержку авиарейса в ЕС

В Европейском Союзе размер компенсации фиксированный. Он зависит от дальности полета и времени задержки рейса.

Для получения материальной выплаты в проездном документе должна быть проставлена отметка. Это выполняет сотрудник аэропорта или авиакомпании. При сборе больших доказательств, можно сфотографировать табло, на котором высветилась информация о задержке рейса.

Интересно! Если авиаперевозчик предупреждает клиента об отмене или задержке рейса за 14 дней до него, компенсация не выплачивается. Если же этот период меньше, пассажир может рассчитывать на материальную выплату в размере, что и при задержке рейса.

Как добиться выплаты: подробная инструкция

К сожалению, не все авиаперевозчики стремятся сохранить свою положительную репутацию. Они не только не предоставляют путешественникам напитки и бесплатные талоны на питание, но и не торопятся отвечать на вопросы по поводу компенсации.

Если все требования пассажиров были проигнорированы, они могут собрать пакет документов, и обратится в суд.

Подтверждающие документы:

  • копия билета с отметкой об отмене или задержке рейса;
  • письма или пригласительные, если планировалось путешествие за границу к родственникам или на важное мероприятие;
  • копии билетов на экскурсии;
  • квитанции или чеки за проживание в гостинице и питание за все время ожидания рейса.

Также необходимо написать претензию. Ее вручают сотруднику авиакомпании вместе с собранным пакетом документов.

Совет. Лучше отправить все это по почте заказным письмом. Так у путешественников будет на руках доказательство того, что они подали жалобу.

Некоторые ксерокопируют претензию. На ее втором экземпляре расписывается сотрудник авиакомпании, которому ее передали. Он указывает дату обращения и свои данные (ФИО, должность).

Обратиться за компенсацией можно непосредственно после того, как точно установлено время задержки вылета воздушного судна. Но не позднее 6 месяцев со дня отмены или задержки рейса. В ЕС этот период установлен для каждой авиакомпании индивидуально.

Срок рассмотрения жалобы

Согласно законодательству Российской Федерации, жалобы на работу авиакомпании рассматриваются на протяжении 30 дней. По истечении этого периода авиаперевозчик либо возмещает ущерб, либо отказывается от выплаты компенсации. При этом он должна предоставить неоспоримые доказательства своей невиновности.

Примечание. В правилах транспортировки пассажиров воздушным транспортом не указано точное время, в которое компенсация должна быть выплачена. Иногда этот процесс затягивается на месяцы.

В европейском Союзе дело обстоит иначе. Авиакомпании выплачивают компенсацию не позднее 7 дней после рассмотрения жалобы.

Судебные разбирательства

Самостоятельно «сражаться» с авиакомпанией за право получения компенсации - сложная задача. В штате такой организации работают опытные юристы. Они хорошо справляются со своими обязанностями. И порой получить долгожданную компенсацию не удается.

Совет. В этом случае нужно обратиться за помощью к профессиональным юристам. Они помогут собрать достаточное количество доказательств вины авиакомпании.

Суду необходимо предоставить подтверждающие документы. Обратиться с исковой жалобой можно в течение 3 лет со дня задержки вылета.

Что делать, если из-за задержки одного рейса пассажир опоздал на другой

Исход ситуации зависит от того, как путешественник оформил свой билет. Например, он совершает полет из Краснодара в Минск с пересадкой в г. Москва. В этом случае авиакомпания несет ответственность за рейс «Москва - Минск». Они посадят путешественника на ближайший самолет, который летит в этом направлении.

Важно. Получение компенсации из-за сложившейся ситуации возможно, если пассажир прибыл в пункт назначения с опозданием на 3 часа и больше.

Если приобретались документы на два отдельных рейса («Краснодар - Москва» и «Москва - Минск») за опоздание на второй самолет авиаперевозчик ответственности не несет.

Что делать, если авиакомпания не предоставила гостиницу

Такая ситуация происходит довольно часто. Что делать, если задерживают рейс на самолет на сутки и более? А авиакомпания при этом игнорирует свои обязательства.

Первое, что нужно сделать, это проставить отметку о задержке рейса у сотрудника компании. Далее, необходимо собирать все чеки: на питание, хранение багажа. При заселении в гостиницу попросить выдать подтверждающие документы с указанием суммы оплаты. Они будут доказательством материальных трат, которые должна возместить компания-перевозчик.

Пассажир по прибытии в авиакомпанию пишет заявление установленного образца. Его можно взять у сотрудника. К нему он прикладывает копии собранных документов. Также необходимо предоставить копию билета, на котором стоит отметка о задержке или отмене рейса.

На сайте многих авиакомпаний есть возможность подать такую жалобу в онлайн-режиме. Как показала практика, лучше передавать заявление лично или отправлять посредством почты (оформить заказное письмо). Так будет больше шансов, что претензию рассмотрят в срок, а также примут по ней решение.

Уважаемые посетители сайта Aviawiki! Ваших вопросов стало так много, что, к сожалению, у наших специалистов не всегда есть время ответить на все. Напомним, что мы отвечаем на вопросы абсолютно бесплатно и в порядке очереди. Однако у вас есть возможность гарантированно получить оперативный ответ за символическую сумму .

Проблемы авиаперевозки нередко сказываются на качестве отдыха наших туристов. Все чаще можно услышать о вопиющих случаях задержек или отмен авиарейсов, казалось бы, довольно крупных и известных авиакомпаний. Например, наделавшая много шума недавняя проблема, возникшая у туристов с «ВИМ-авиа». Конечно, можно много рассуждать, кто в этом виноват, говоря на пространные темы, но стоит помнить, что в первую очередь от этого страдают живые люди, распланировавшие свой отдых или вынужденные вылететь в другой город или страну, в связи с какими-то семейными обстоятельствами. И эти люди, возможно надеются, что они попадут на другой стыковочный рейс, чтобы продолжить свое дальнейшее путешествие. Но вдруг узнают, что их рейс отменен или задержан, и неважно, какой он – прямой или чартерный. Что же им в таком случае нужно делать, какие шаги предпринять? Как получить компенсацию за испорченный отдых?

Трудно не растеряться в подобной ситуации, тем более если она произошла с вами впервые, либо ваш авиарейс рейс был стыковочным, либо вы были привязаны ко времени вашего прилета. Но стоит помнить, что ваш билет на самолет - не что иное, как договор с данной авиакомпанией, которая обязалась доставить вас, как пассажира, в нужную вам точку планеты и в необходимое вам время, в ином случае, она обязуется позаботиться о своем пассажире, если обстоятельства сложились не по плану.

Каждый пассажир должен знать, что в Гражданском кодексе РФ оговорены случаи, когда авиаперевозчик не несет ответственности при отмене или задержке рейса, это: различные стихийные явления - пожары, снежные заносы, ураганы, наводнения; нелетные погодные условия; внезапные военные действия; полное прекращение, либо режим ограничения грузоперевозки в ряде направлений; в некоторых случаях при забастовке персонала авиакомпании или аэропорта, при наличии неисправностей, несущих угрозу жизни и здоровью авиапассажиров. Во всех остальных случаях вина лежит на авиакомпании, нарушившей свои обязательства по договору.

Сначала рассмотрим подробно, что бывает при отмене прямого или чартерного рейса авиакомпанией.

- Рейс могут отменить за несколько дней до вылета самолета в пункт назначения.

В таком случае авиакомпания традиционно предлагает пассажирам несколько путей решения проблемы отмены вылета: альтернативу перелету по другому маршруту этого же авиаперевозчика или авиарейс иной компании, но пункт назначения остается прежним.

Пассажир имеет право требовать полного возврата стоимости его авиабилета. Например, если вами был куплен один авиабилет на рейс с пересадками, то вам обязаны вернуть сумму за весь маршрут. Если пассажир купил два билета, к примеру, Москва-Барселона и отдельно Барселона-Валенсия, а первый рейс до Барселоны был отменен, то вам вернут лишь сумму, потраченную на авиабилет от Москвы до Барселоны, а билет из Барселоны до Валенсии вам будет нужно сдавать в обычном тарифном режиме. Если отмена авиарейса затронула вторую часть авиапутешествия – Барселона-Валенсия, а альтернативных вариантов вам предоставлено не было, но поездка утратила свой смысл, то авиаперевозчик обязан по закону, не просто осуществить возврат денег за авиабилет в Валенсию, но и бесплатно доставить вас назад в Москву. Относительно возврата стоимости за билеты туда и назад, вам удастся осуществить возврат их полной стоимости, если рейс отменен и если вы приобрели их не отдельно, а в виде «round trip», то есть два билета на едином бланке.

- Рейс могут отменить или задержать, когда турист уже находится в аэропорту.

Авиакомпания обязана дать вам четкую информацию о причине и времени, на которое рейс был задержан. Вы имеете право требовать данную информацию у сотрудника вашей авиакомпании, а он обязан предложить туристам варианты их дальнейших действий. Зачастую сотрудник авиакомпании вносит предложение переправить туристов в точку назначения другим авиабортом или авиарейсом иного перевозчика. И при условии вины авиаперевозчика, данный перелет будет для туриста бесплатным.

Не все пассажиры, понесшие моральные и материальные проблемы из-за отмены или задержки авиарейсов, знают о своих правах на получение компенсации. Данная компенсация разнится, в зависимости от сроков переноса и отмены рейса, а также расстояния до нужной точки. При вине авиакомпании, она по закону обязана отдать пассажиру три процента от стоимости его авиабилета за каждый час, проведенный им в ожидании, как компенсацию за задержку рейса. Это оговорено в статье 28 пункте 5 Закона «О защите прав потребителя». Кроме того, отдать в виде штрафа двадцать пять процентов минимального размера оплаты труда за каждый час в ожидании, но эта сумма не может превышать половину цены авиабилета. Другие дополнительные компенсации несостоявшимся пассажирам при отмене авиарейсов не выдаются, но каждый турист имеет право на то, что ему вернут назад сумму за билеты, либо обменяют их на похожий авиарейс.

Права туриста-пассажира при задержке авиарейса больше двух часов:

Совершение двух телефонных звонков или отправления двух электронных сообщений; - вам обязаны предоставить бесплатные напитки; - если с вами находятся дети, младше семи лет, то вам должны предоставить бесплатный доступ в комнату матери и ребенка.

Права туриста при задержке рейса больше четырех часов:

Пассажира должны бесплатно покормить горячим питанием, причем кормить через каждые шесть часов – днем и через восемь часов - ночью.

Права туристов-пассажиров при переносе авиарейса больше чем на восемь часов в дневное время и больше шести часов в ночное:

Авиакомпания должна привезти и заселить вас в отель за свой счет, причем обеспечить вам бесплатный трансфер туда и назад. Согласно законодательства, туриста не имеют права заселять в один номер с посторонними ему людьми. Если пассажиру не понравился предоставленный номер или предложенный отель, то он может найти себе подходящий вариант, а авиакомпания должна оплатить сумму, которая будет равна по цене предложенному ей первоначальному варианту размещения. Турист может доплатить ценовую разницу за выбранный им более дорогой номер или оплатить свое проживание в полном объеме, но рекомендуем вам в этом случае сохранить чек об оплате, чтобы, таким образом вернуть часть потраченных денег при наличии объективных причин отказа от проживания по варианту, предложенному авиаперевозчиком. Но, стоит знать, что при отказе от номера, предложенного авиакомпанией, вы теряете право на бесплатный трансфер туда и обратно, зато ваш багаж авиаперевозчик обязан хранить за свой счет.

Куда жаловаться туристам-пассажирам, чтобы получить компенсацию за отмененный или задержанный авиарейс?

Если была отмена или задержка внутреннего прямого или чартерного авиарейса российской компании, то претензии рассматриваются согласно законодательства РФ. Также рассматриваются в России и жалобы пассажиров на иностранные авиакомпании, которые не выполнили своих обязательств перед ними на территории РФ. А вот, когда авиакомпанией откладывается или отменяется рейс за границей, то судебные тяжбы ведутся в той стране и по тем законам, где это произошло, и тут не будет играть роли место, где зарегистрирован авиаперевозчик.

Претензии подаются пассажиром лично в аэропорту его вылета или по прилету на место. Когда в аэропорту отсутствует представительство вашей авиакомпании, нет на месте ее сотрудников, то претензия подается через сайт авиакомпании. Хотя зачастую электронные письма могут игнорировать, лучше отправлять свою претензию заказным письмом в адрес авиакомпании, причем сделайте подробную опись вложенных документов и сохраняйте копию своего заявления, подтверждения об отправке, так как это может быть использовано в судебном разбирательстве, если авиаперевозчик вас проигнорирует или откажет в компенсации. По нашему российскому законодательству пассажир имеет право предъявить свои претензии к авиаперевозчику на протяжении полугода со дня отмены, задержки авиарейса.

Хочется затронуть еще один немаловажный для туристов момент, очень злободневный для московских аэропортов. Очень часто пассажиров доставляют в аэропорт, отличный от указанного в его билете. В таком случае авиакомпания обязана доставить туриста-пассажира в необходимую ему точку назначения на бесплатном транспорте. И данное правило действует на территории всех аэропортов РФ.

Уже давно перелеты на самолете вошли в обыденную жизнь человека. Передвижения с помощью авиатранспорта более удобны, занимают меньше времени, и конечно, отнимают меньше сил. За максимально короткие сроки можно оказаться в любой точке мира. Такую скорость не способен предложить ни один другой вид транспорта. А если спланировать свою поездку правильно, предварительно выяснив все нюансы, то стоимость билета на самолет может оказаться очень приятной.

С каждым новым днем все больше и больше людей отдают свое предпочтение воздушному транспорту. И это неудивительно, ведь положительные стороны такого способа передвижения видны невооруженным глазом. Количество клиентов в авиакомпаниях с каждым днем стремительно увеличивается. За все это время определенная часть людей смогла испытать на себе такую проблему, как задержка рейса. Она уже не вызывает удивление. Самолет - сложный механизм, да и чтобы поднять эту машину в воздух, необходимо согласовать целый ряд фактов. Любая ошибка или даже самая мелкая неисправность приводит к проблеме задержки рейса.

Ниже будут описаны самые распространенные причины задержки рейсов. Подобных ситуаций довольно много, поэтому их можно классифицировать по отдельным группам.

Метеорологическая ситуация


Таких причин может быть довольно много. Погода очень непредсказуемая вещь, и даже синоптики не всегда могут предоставить точный прогноз. Ввиду таких причин рейс может быть задержан, или судно приходится обрабатывать специальными средствами перед вылетом. Использование таких средств также требует временных затрат.

Очень часто возникает ситуация, что одна авиакомпания задерживает рейс до стабилизации погоды, а вот другая спокойно продолжает перевозку пассажиров. Одни не понимают причин такого поведения, другие пытаются найти, в чем личная выгода для компании. На самом деле объяснение более чем простое, у каждой компании есть свои воздушные машины, которые отличаются моделью и комплектацией. Каждый самолет имеет свой температурный порог и условия эксплуатации. Поэтому все рекомендации четко исполняются, и компания пытается максимально позаботиться о своих пассажирах.

Выявленные неисправности авиалайнера

Самолет достаточно сложный механизм, в работе которого большое значение имеют даже самые незначительные мелочи. Перед взлетом судно проверяют по всем параметрам. Выявление мелких поломок устраняется на месте, естественно, что для этих видов работы тоже необходимо время. Если поломка оказывается более серьезной, самолет снимается с рейса, и ему ищут замену. Такие ситуации случаются редко и входят в список экстренных случаев. Но все равно пассажиры будут доставлены к нужному пункту назначения.

Большинство авиакомпаний очень не любят, когда складываются ситуации подобного рода. Ведь такие задержки всегда оставляют свой след на репутации. В большинстве случаев задержка происходит из-за мелкого ремонта. Узнав о неисправностях самолета, любой пассажир может запаниковать, поэтому администрация предпочитает называть другие причины, по которым происходит задержка рейса.

Позднее прибытие авиалайнера

Это причина наиболее распространенная у администрации аэропортов. Ведь звучит она безобидно и не вызывает особого подозрения у пассажиров. Поэтому очень часто в аэропортах можно услышать именно такое обоснование задержки рейсов. Но настораживает именно то, что в определенных случаях такая причина не является правдой.

Сбой в работе наземных служб

Задержка рейса может возникнуть в период с прилета до вылета. Именно в связи с этим и могут возникать различного рода проблемы. Причин такой задержки неисчислимое количество. В большинстве случаев роль играет человеческий фактор. Это может быть опоздание обслуживающего персонала, продолжительная уборка в салоне самолета или же долгая разгрузка багажного отдела.

В подобных ситуациях задержка рейса не длится слишком долго, максимально это может занять около 30-ти минут. Обычно такое время не вызывает особой паники у пассажиров. Все происходит без нервов, да и причины довольно обоснованы. При возникновении более серьезных ситуаций, когда задержка вылета рейса происходит в связи с нарушением работы наземных служб на протяжении более двух часов, то каждый пассажир вправе требовать возмещение части от стоимости билета.

Права пассажиров

Если рейс задерживается, но при этом пассажиры не услышали объявления с обоснованиями задержки, то первым делом необходимо обратится к работнику за стойкой регистрации. В большинстве случаев четкого ответа на поставленный вопрос пассажир не получает. Чаще всего можно услышать какие-то распространенные причины, которые не должны вызвать лишнего волнения со стороны людей. И это логично, ведь любая компания дорожит своей репутацией.

Действия граждан

Как бы не складывалась ситуация, сознательный пассажир должен внести в своей билет специальную отметку о задержке рейса. Именно эта отметка даст основание требовать скидку или вообще возместить деньги за билет. Именно это право гарантировано каждому пассажиру при длительной задержке рейса.

Отмечаются особые права авиапассажиров при задержке рейса на время от 30 минут до 2-х часов. Администрация аэропорта обязана предоставить бесплатное хранение багажа, а также обеспечить бесплатное пребывание женщин с детьми в специально оборудованной комнате.

Права при задержке рейса от 2-х до 4-х часов гарантируют возможность пассажирам совершить два звонка в любую точку мира. Эти звонки должны быть оплачены авиакомпанией. Также гарантируется бесплатная раздача прохладных или горячих напитков.

Задержка рейса от 4 до 6 часов предусматривает бесплатную раздачу пищи с интервалом 6-8 часов.

Если задержали рейс на более чем 6 часов, то авиакомпания должна предоставить пассажирам место для ночлега. Естественно, это не может быть зал ожидания. Компания обязана оплатить гостиницу и все транспортные расходы.

Компенсация

Как бы там ни было, в любом случае задержка вылета - это вина транспортной компании, даже если причиной стали Каждый пассажир может возместить часть от суммы стоимости билета. Максимальная часть компенсации - это 50%. Но вместе с тем администрация обязана оплатить все денежные затраты пассажира во время ожидания рейса. Это может быть что угодно - оплата билетов на другие виды транспорта, оплата посещений разнообразных развлекательных заведений, оплата счета в ресторане или кафе. Единственным нюансом является то, что пассажир обязан предоставить все чеки, в противном случае возмещение не будет осуществлено.

Особые случаи

Если пассажиры ехали на отдых, и билет при этом включен в общую стоимость путевки, то можно предъявить претензии на оплату пропущенных дней отдыха. Если в течение 20-ти дней заявка не будет подана, в дальнейшем она не подлежит рассмотрению. Иногда перелет предусматривает пересадку, которая совершается одной авиакомпанией. Естественно, пассажир не успеет на предполагаемый второй самолет. Поэтому по прибытию администрация должна позаботиться и разместить пассажира в другой самолет абсолютно бесплатно. Причем, если человек летел эконом-классом, а места есть только в бизнес-классе, то его обязаны посадить в отделение повышенного уровня. Если же ситуация произошла в точности наоборот, то компания обязана оплатить разницу.

Каким образом нужно добиваться компенсации?

В сложившейся ситуации нужно позаботиться о наличии доказательств задержки рейса. У администрации аэропорта необходимо потребовать справку о задержке самолета. Эта бумага должна иметь печати, обоснованные причины. Человек во время ожидания своего рейса может пользоваться любыми услугами. Главное сохранять чеки, на которых будет четко видно время. Можно пойти в ресторан, снять номер в отеле и так далее.

Подобные ситуации решаются очень быстро, ведь ни одному перевозчику не нужно создавать скандалы. скажется на дальнейшей работе, поэтому желательно, чтобы пассажир был доволен.

Бывают и такие компании, которые могут отказаться возмещать денежные средства. В такой ситуации можно смело подавать в суд, приложив к делу все необходимые документы. Добиваться возращения денег через суд - трудоемкий процесс, но в большинстве случаев правда всегда на стороне пострадавшего.

Чтобы не попасть в неловкое положение, нужно всегда иметь при себе дополнительные деньги. Ведь в таких непредвиденных ситуациях они могут очень сильно понадобиться.

Действия в случае нарушения прав пассажира

Такая ситуация очень неприятна, но оставить все, как есть, не выход. Необходимо добиться справедливости и возврата потраченных денежных средств. Для начала нужно собрать весь необходимый пакет документов, а именно:

  • Непосредственно авиабилет. На нем должны присутствовать необходимые отметки о задержке рейса.
  • Все чеки и квитанции о затратах, которые были необходимы в связи с задержкой рейса.
  • Четко расписанное письмо, в котором указываются все претензии и требования.

Все собранные документы необходимо вложить в конверт и отправить в главный офис компании.

Если на протяжении 30 суток пассажир не получил ответа от авиакомпании, то можно смело подавать заявление в суд. И уже через некоторое время справедливость будет восстановлена.

Описанные в статье правила и нормы распространяются на все виды рейсов. Даже если происходит задержка чартерного рейса, права пассажиров остаются такими же. Ответственность несет перевозчик в одинаковой степени. Потребитель должен получать качественный сервис в любом случае.

За отмену или задержку рейса пассажиры, которые путешествуют европейскими авиалиниями или просто летят из ЕС, могут получить до €600 компенсации. Как добиться этой выплаты и какие сервисы помогут ускорить процесс?

Согласно Европарламента и Совета EC №261, пассажиры, чей рейс был отменен или задержан более чем на три часа, могут получить от авиаперевозчика от €200 до €600. Эта норма касается рейсов европейских авиакомпаний по всему миру и рейсов любых компаний из европейских стран. Таким образом, клиенты российских авиакомпаний, которые улетают из Европы, тоже могут претендовать на эти деньги — в отличие от тех, кто летает ими же по России, в США или Азию. Дело в том, что Россия пока к Монреальской конвенции, которая унифицирует обязательства авиаперевозчиков перед пассажирами.

Ключевой фактор, позволяющий получить компенсацию, — причина отмены или задержки рейса. «Это должна быть вина авиакомпании — например, проблемы с самолетом или какие-то технические причины, — объясняет Евгений Лонский, региональный директор международного сервиса для получения компенсаций AirHelp в Восточной Европе. — Другие случаи, такие как теракты, забастовки и непогода, компенсации не подлежат».

Сумма компенсации, согласно постановлению ЕС, зависит от двух факторов: дальности перелета и времени задержки. Так, если вылет задержан более чем на три часа, а его дальность составляет менее 1500 км, авиакомпания должна выплатить пассажиру €250. Если задержка составляет более четырех часов, а перелет — более 3500 км, сумма возрастает до €600. Евгений Лонский отмечает, что при длительных задержках авиакомпания также должна обеспечить пассажиров водой, питанием и предоставить отель. Но это не освобождает перевозчика от необходимости заплатить компенсацию. «В законе четко сказано, что, если самолет прилетел с опозданием более трех часов, за это полагается компенсация», — говорит Лонский.

Претендовать на компенсацию можно в течение нескольких лет. «Это зависит от страны, в которой зарегистрирована авиакомпания, или от страны вылета — если речь идет не о европейской компании. Обычно это срок от двух лет, как в Испании, до шести, как в Англии», — рассказывает Роман Гильманов, генеральный директор российской компании Compensair, оператора сервиса для получения компенсаций от авиакомпаний.

Как требовать компенсацию

Тривиальный путь — обратиться в авиакомпанию самостоятельно. Самое главное — сохранять посадочные талоны, так как некоторые компании без них не рассматривают обращения, поясняет Лонский. Гильманов также советует взять у сотрудников авиакомпании или аэропорта справку о том, что рейс задержан. В крайнем случае можно сфотографировать табло рейсов (чартерные перелеты, по словам эксперта, иногда плохо отслеживаются базами данных). Если клиенту придется обращаться в суд, такая фотография также может быть доказательством задержки рейса, рассказывает Гильманов.

Далее нужно составить на английском онлайн-заявку или письменную претензию к авиакомпании (в зависимости от ее правил). Для этого нужно разобраться, на какую компенсацию можно претендовать, описать в претензии обстоятельства, а также указать, на основании каких пунктов закона полагается компенсация, говорит Гильманов. Ответ авиакомпании можно ожидать в среднем 1-3 месяца, добавляет Лонский.

При этом компании часто игнорируют первичные обращения клиентов или автоматически присылают отказ, рассказывают эксперты. «Задача пассажира — следующим шагом доказать, что его случай произошел именно по вине авиакомпании. Поэтому далее важно изучить прецеденты, когда компания была признана виновной, и составить юридически грамотный ответ на полученное возражение», — говорит Гильманов из Compensair. Если и на этом этапе компания отказывает в выплате, нужно обращаться в суд европейского города, где находится главный офис перевозчика.

Если же речь идет не о европейских компаниях, то иск надо подавать в стране вылета, но только в случае, если у авиаперевозчика есть там представительство, говорит Лонский из AirHelp.


Фото: Andrew Parsons / Zuma / ТАСС

Какие сервисы могут помочь

В мире существует множество компаний, которые занимаются общением с перевозчиками и могут по заявке пассажира обратиться в суд. Помимо уже упомянутых AirHelp и Compensair это сервисы Refund.me, Flightright и Flight Delays. В марте подобную услугу запускает сайт Kupibilet.ru.

Россияне обращаются за компенсациями довольно редко, говорит Лонский из AirHelp. «Многие считают, что европейское законодательство распространяется только на граждан Европы. Но это не так, у опоздания нет национальности», — рассказывает он. В системе AirHelp, по словам Лонского, сейчас около 256 тыс. заявок, российских — только 488. Гильманов из Compensair утверждает, что сейчас его компания работает примерно с тысячей российских обращений. Около 80% клиентов сервиса — русскоговорящие, и половина этих людей живет в России.

Чаще всего — примерно в 60% случаев — авиакомпании соглашаются выплатить компенсацию на раннем этапе, то есть во время переписки с менеджерами сервиса, рассказывает Гильманов. Если же авиакомпания отклоняет заявление о компенсации, то оно передается в юридический отдел сервиса и 80-90% подобных дел решается на уровне переписки юристов с авиакомпанией, говорят эксперты. В остальных случаях приходится обращаться в органы защиты прав потребителей в европейских странах, а затем — в суд, и 98% судебных дел сервисы выигрывают, говорит Лонский.

Комиссия сервисов составляет стандартную величину — 25% от суммы полученной компенсации. Kupibilet.ru будет дополнительно удерживать еще 10%. Оплату все сервисы берут только после получения согласия в выплате от авиакомпании. Если же не удается получить компенсацию, то клиент ничего не платит.

Сколько ждать компенсации

Гильманов отмечает, что получение компенсации через посредника занимает от нескольких недель до полугода. «В режиме общения с авиакомпанией, то есть без суда, мы обычно получаем деньги за два месяца. Если идем в суд, то дело может тянуться долго. Например, недавно мы выиграли суд в Нидерландах, и общий цикл составил больше шести месяцев», — рассказывает он. Примерно такие же сроки называет и Лонский из AirHelp.

Впрочем, в сложных случаях ожидание может быть и большим. Россиянин Ян Костин в июле прошлого года подал Compensair заявку на получение компенсации от компании Air France. Причиной стало не опоздание, а нечеткая работа билетной службы авиакомпании. В июне Костин должен был лететь из Марселя в Москву с пересадкой в Париже. Однако началась забастовка пилотов Air France, из-за чего за несколько дней до вылета ему поменяли билеты. Во втором варианте оба рейса — из Марселя в Париж и из Парижа в Москву — выполнялись в одно время. Костин потребовал поменять билеты еще раз. Новый маршрут проходил через Рим, при этом в билетах была опечатка. «Авиакомпания ошиблась в одной букве: вместо июня («JUN») был указан январь («JAN»). Поэтому в Риме пришлось снова общаться с авиакомпанией и опять менять билеты», — рассказал РБК Костин.

Юристы Compensair, проверив заявку, решили, что авиакомпания должна заплатить компенсацию. Деньги пришли Костину в начале марта.

Как пояснил Гильманов, Air France достаточно давно согласилась выплатить компенсацию, однако долго не переводила деньги сервису. «Только после того, как мы начали работу с органами по защите прав потребителей в стране вылета и только когда мы отправили письмо, предупреждающее о начале судебного разбирательства, авиакомпания перевела деньги», — рассказывает он.

Стоит ли пользоваться услугами посредников

Заместитель председателя общественного совета при Ростуризме Дмитрий Давыденко считает «компенсационные» сервисы удобными. «Это обычные юридические услуги, поставленные на конвейер. Если, например, у вас сумма претензий 5-10 тыс. руб., то ради этого тратить время на поход в юридическую компанию, наверное, бессмысленно. Заполнить форму на сайте гораздо проще», — поясняет он.

Комиссию в 25% он считает оправданной, особенно учитывая то, что сервисы берут ее только в случае удовлетворения претензии. В принципе, пассажир может заняться возвратом и самостоятельно, если есть время и желание. Если нет — вполне можно доверить это другим людям, говорит Давыденко.

Впрочем, эксперт по гражданской авиации и руководитель портала Aviator.ru Сергей Мартиросян советует тщательно подумать, прежде чем обращаться к посредникам. «Если человек принципиально хочет получить от авиакомпании деньги, но не хочет разбираться в юридических тонкостях, то есть смысл обратиться к сервисам. Однако с перевозчиками часто можно договориться на месте», — рассказывает он.

По мнению Мартиросяна, многие авиакомпании дорожат репутацией и соглашаются возместить потерю времени какими-либо бонусами — например, подарить пассажиру мили или повысить класс обслуживания на следующем рейсе. Поэтому эксперт все же рекомендует сначала написать перевозчику и попробовать договориться о форме компенсации. Если же авиакомпания не идет на уступки, то стоит составлять претензию, резюмирует он.

Председатель комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов более категоричен. Он считает, что авиапассажиры должны защищать свои права самостоятельно. «Вместо того чтобы доверять всю работу подобным сервисам, которые зарабатывают на незнании, лучше разобраться в законах, причем начиная с Конституции, и, основываясь на этих законах, обращаться в суд. А суд будет на стороне потребителя», — заключает эксперт.